Автор:
Назаретян А.П.
Общество не первый раз в своей истории сталкивается с особым типом кризисов (демографических, экологических, военно-политических), которые вызваны несбалансированной деятельностью людей. Были среди них и глобальные.Чем все эти кризисы, происходившие на различных исторических стадиях, сходны между собой? Почему они периодически повторяются и какую роль играют в развитии общества и природы? Существуют ли единые механизмы обострения антропогенных кризисов, и по каким симптомам можно прогнозировать их приближение?Наконец, каковы шансы планетарной цивилизации преодолеть надвигающийся комплексный кризис, какую цену за это придется заплатить, и каковы могут быть долгосрочные последствия?Автор исследует эти вопросы, привлекая данные исторической психологии, культурной и сравнительной антропологии, эволюционной биологии и космологии, а также обобщающие модели самоорганизации.Книга адресована научным работникам различных специальностей, преподавателям вузов, аспирантам и студентам. Ее материал может быть использован при разработке междисциплинарных курсов Универсальной истории (Big History ) для гуманитарных, естественнонаучных и технических факультетовОглавление:Очерк I. В зеркале двух веков. Предварительные оценки и сценарии1.1 . Двадцатый век, суровый и милосердный1.2 . Распутье двадцать первого векаОчерк II. Векторы исторической эволюции2.1. Архетипы времени в традиционной культуре2.2. Эволюционная идея в социологии и антропологии ХХ века2.3. Три эволюционных вектора: эмпирические обобщения2.4. Четвертый эволюционный вектор: интеллектуальная спо-собность и когнитивная сложность2.5. Пятый эволюционный вектор: гипотеза техно-гуманитарного баланса2.6. Диспропорции в развитии социального интеллекта, антро-погенные кризисы и культурные революции2.7. Homo prae-crisimos — синдром Предкризисного человека2.8. Общий знаменатель эволюционных векторов. Синергети-ческая модель культурной эволюции2.8.1. Устойчивое неравновесие, «удаление от естества» и провоциро-вание неустойчивостей2.8.2. Синергетический и психологический аспекты социального кон-фликта, или: почему так трудно избавиться от войн?ОчеркIII. Универсальный контекст истории человечества3.1. Векторы и кризисы в «дочеловеческой» истории3.1.1. Беспокойное семейство Hominidae3.1.2. Коллизии устойчивого неравновесия в биосфере3.1.3. «Набухающая» Вселенная3.2. Разум в мировой системе взаимодействий3.2.1. Что такое «законы природы», и нарушает ли их человек?3.2.2. Технология чуда и чудо технологии. Интеллект как Демон Мак-свелла3.3. О механизмах, движущих силах и «законах» истории. Но-вое обобщение синергетической моделиОчерк IV. Возвращаясь в будущее4.1. Двадцать первый век, загадочный и драматичный4.2. Перспективы интеллекта в натуралистической и в постне-классической прогностике4.3. И все-таки, спираль или заколдованный круг? (Юмористи-ческое каприччо на тему Эмпедокла)ПредисловиеОсвоение науки надо начинать с конца.Л.Д. ЛандауВ.И. Вернадский предвидел, что грядущая наука будет внутренне выстраиваться не по дисциплинам, а по проблемам, и сегодня мы уже наблюдаем взрывообразное умножение животрепещущих проблем, которые даже не могут быть корректно поставлены в рам-ках какой-либо единственной научной специальности. Поэтому, на наш взгляд, учебные пособия нового поколения призваны демонстрировать методы комплексного обсуждения вопросов, взаимно дополняя ракурсы различных дисциплин.В этом и состоит сверхзадача настоящей книги. Первый раз она была опубликована в 2001 году московским издательством «ПЕР СЭ» в качестве научной монографии. И получила неожиданно широ-кий отклик не только в профессиональных изданиях по философии, психологии и истории, но и в популярных и в общественно-политических журналах «Огонек», «Наука и религия», «Человек», «Октябрь», на сайтах «Интернет» и на телевидении.Отдельные фрагменты книги перепечатывались в журналах и сборниках с небольшими согласованными изменениями. Междуна-родный энциклопедический словарь «Глобалистика» (М., 2003) со-держит одиннадцать статей, посвященных категориям и моделям, ко-торые были предложены и подробно проанализированы в данной книге.Настоящее издание существенно переработано с учетом замечаний, а также новейших данных и гипотез астрономии, астрофизики, эволю-ционной биологии, антропологии, исторической социологии и психо-логии, включая исследования с участием автора.Структура и стиль изложения приближены к учебным задачам. Кроме того, книга дополнена Словарем, отразившим более 750 ис-пользованных в тексте терминов из различных научных областей, от физики до психологии. Конечно, мне никогда не отказывали в добро-желательных консультациях мои друзья — профессиональные астро-номы, физики, математики, биологи, генетики, географы, историки, социологи и философы. Но то, что работа выполнена не коллективом ученых, а одним автором, позволило взаимно увязать терминологиче-ские статьи, выстроить их в едином ключе и раскрыть содержание по-нятий языком, доступным читателю с добротным средним образова-нием.Словарь может иметь самостоятельное значение для преподава-ния и для междисциплинарных контактов, поскольку нам неизвестны соразмерные по предметному охвату дидактические материалы, из-данные в России или за рубежом.Пособие адресовано студентам, аспирантам, преподавателям как гуманитарных, так и естественных специальностей, и ориентировано на двуединую учебную задачу: естественнонаучное образование гума-нитариев и гуманитаризация естественнонаучного образования. Об-стоятельно показано, почему современная (постнеклассическая) наука размывает условные отраслевые границы, в чем состоят единство, преемственность и взаимосвязь различных фаз универсальной эволю-ции. Читатель может на конкретных примерах убедиться, какие по-следствия влекли за собой разрывы между технической и гуманитар-ной культурой в различные периоды человеческой истории.Из многолетнего педагогического опыта мне известно, что при-меры такого рода и указание на их закономерный характер (закон тех-но-гуманитарного баланса) хорошо запоминаются студентами и дают полезный воспитательный эффект. Он дополняется анализом сценари-ев обозримого будущего с обсуждением того, как судьба планетарной цивилизации зависит от особенностей мышления и деятельности двух ближайших поколений.Пособие содержит свежий и актуальный материал к пяти стан-дартным курсам вузовской программы: Концепции современного ес-тествознания; Глобальная экология; Экологические и демографиче-ские вызовы XXI века; Культурология; Антропология, — а также к спец-курсам по культурной антропологии и исторической психологии. Кроме того, оно может служить подспорьем для оригинального курса Универсальной истории (Big History), аналоги которого преподаются с 1990-х годов в ряде университетов США, Западной Европы, Австра-лии и Латинской Америки, а теперь и в некоторых российских вузах.Весь материал изложен в полемическом контексте, с обсуждени-ем альтернативных точек зрения и их аргументации. Автор старался в каждом случае отчетливо обозначить соотношение между установлен-ными фактами, теоретическими интерпретациями и гипотезами, ос-тавляя читателю широкий простор для самостоятельных суждений.В ряде случаев, с приближением к границам известного, исполь-зовались испытанные приемы: юмор, самоирония и самокритика. «Юмористическим каприччо» завершен основной текст, да и в Слова-ре терминов несколько статей, посвященных самым скользким и конъюнктурным публицистическим понятиям, написаны в стиле зна-менитого «Словаря Сатаны» Амбруаза Бирса.Автор будет благодарен за любые замечания, содержательные или композиционные, особенно по поводу Словаря.ОглавлениеВводный очеркРазмышление о методе постнеклассической науки. От существования — к становлению; от субъекта — к миру; от возможности — к действительностиDubito, ergo cogito… Cogito, ergo sum.R. CartesiusПрогресс — это длинный крутой подъем, ко-торый ведет ко мне.Ж.П. СартрМне не очень нравится существовать в этом мире, но я не перестаю удивляться вселенско-му чуду моего существования.В. ГарунИзменяется ли состояние Вселенной оттого, что на нее смотрит мышь?А. ЭйнштейнИзучая и сопоставляя поведение животных, зоопсихологи обнаружили примечательный феномен этологического баланса. Чем более мощным оружием наделила природа тот или иной вид, тем прочнее у его представителей инстинктивный запрет на убийство себе подобных.Из этого выдающийся ученый, лауреат Нобелевской премии К. Лоренц [1994, c.237] вывел остроумное заключение: «Можно лишь пожалеть о том, что человек… не имеет «натуры хищника»". Если бы люди произошли не от таких биологически безобидных существ, как австралопитеки, а например, от львов, то войны занимали бы меньше места в социальной истории.Своеобразным ответом стала серия сравнительно-антропологических исследований внутривидовой агрессии [Wilson E., 1978]. Выяснилось, что в расчете на единицу популяции львы (а также гиены и прочие сильные хищники) убивают друг друга чаще, чем современные люди.Этот результат прозвучал сенсационно не только для морали-стов, объявляющих человека самым злобным и кровожадным из зве-рей. Он требует серьезного осмысления, так как контрастирует с ря-дом хорошо известных обстоятельств.Во-первых, лев действительно обладает гораздо более мощ-ным инстинктивным тормозом на убийство особей своего вида, чем человек; к тому же палеопсихологи зафиксировали, а нейрофизиоло-ги объяснили механизм подавления большинства природных инстинктов уже на ранней стадии антропогенеза [Поршнев Б.Ф.,1974], [Гримак Л.П., 2001].Во-вторых, плотность проживания животных в природе не-сравнима с плотностью проживания людей в обществе, а концентра-ция и у людей, и у животных обычно повышает агрессивность.Наконец, в-третьих, несопоставимы «инструментальные» воз-можности: острым клыкам одного льва противостоит прочная шкура другого, тогда как для убийства человека человеком достаточно удара камнем, а в распоряжении людей гораздо более разрушитель-ное оружие.Удивительные результаты демонстрируют и сравнительно-исторические исследования. Например, австралийские этнографы сопостави..