Книга содержит труды русского философа Николая Онуфриевича Лосского (1870—1965), созданные в эмиграции в зрелый период его творчества и впервые издающиеся у нас. Автор предстает здесь не только как глубокий, оригинальный мыслитель, но и как талантливый популяризатор. Публикуемые работы всесторонне раскрывают особенности его мировоззрения — своеобразного варианта персоналистической философии — и его учения об интуитивном пути познания, включающем разные формы интуиции, в том числе и такую неоднозначно толкуемую ее разновидность, как мистическая интуиция.Издание рассчитано на тех, кого интересуют проблемы отечественной и мировой философии, теории религии и науки.СОДЕРЖАНИЕТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЙВведение в метафизикуВВЕДЕНИЕ 41. Метафизика как центральная философская наука . 52. Классификация метафизических систем . 8ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ 20Глава первая. Учения о материи —1. Виды натурфилософских учений о материи —2. Гилокинетическое учение о материи 223. Динамистическое учение о материи 274. Энергетическое учение о материи 35Глава вторая. Актуализм 361. Борьба актуализма против идеальных начал —2. Защита идеальных начал против критики актуализма 393. Неорганический и органический актуализм 41Глава третья. Учение о душе и душевных явлениях 451. Субстанциализм, актуализм и идеал-реализм в учениях о душе —2. Сознание 493. Учения, релятивирующие психическое и материальное бытие . 51ОТДЕЛ ВТОРОЙ 55Глава четвертая. Материализм —1. Определение материализма. Доводы в пользу материализма .2. Виды материализма 573. Критика материализма 634. Методологический материализм. Экономический материализм . 695. Непоследовательность материалистических систем 766. Причины привлекательности материализма 817. Материализм стоиков как бессознательный идеал-реализм . 84Глава пятая. Спиритуализм и панпсихизм 921. Доводы в пользу спиритуализма и панпсихизма . —2. Виды панпсихизма 953. Учение панпсихизма о пространстве и времени . 984. Критика спиритуализма и панпсихизма . 100Глава шестая. Дуализм и проблема связи душевного и телесного бытия 1021. Дуализм2. Отношение между душевными и телесными процессами 1033. Психофизический параллелизм 1084. Учение конкретного идеал-реализма об отношении души и тела . 113Глава седьмая. Отвлеченный и конкретный идеал-реализм 120Глава восьмая. Конкретный органический идеал-реализм как многосторонний философский синтез 132ЧУВСТВЕННАЯ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ И МИСТИЧЕСКАЯ ИНТУИЦИЯПРЕДИСЛОВИЕ 136ВВЕДЕНИЕ . 137Глава первая. Общие соображения в пользу интуитивизма 138Глава вторая. Чувственная интуиция 1601. Доводы защитников субъективности чувственных качеств . —2. Восприятие как выборка 1613. Перспективные и вообще относительные свойства чувственновоспринимаемого предмета 1674. Внутрителесные чувственные данные в составе восприятия 1735. Воспоминания в составе восприятия 1746. Нечувственное восприятие чувственных и нечувственных элементов предмета 1777. Иллюзии 1788. Галлюцинации 1809. Ясновидение 18410. Заключение учения о транссубъективности чувственных качеств . 185Глава третья. Чувственное восприятие 186Глава четвертая. Восприятие своей и чужой душевной жизни . 188Глава пятая. Идеальные формы 1971. Понятие интеллектуальной интуиции .2. Идеальные формы 2003. Сверхсистемное начало . 2054. Смысл мира . 2085. Смысл времени и смерти 2116. Смысл пространства и телесности 2137. Отвлеченный и конкретный Логос. Мировой дух 2158. Время и пространство как подчиненные формы мира 2179. Различие наук об идеальных формах и наук о содержаниях бытия . 21810. Идеи единичного 22511. Состав формальных общих идей 22712. Состав общих материальных идей . 239Глава шестая. Творчество и эволюция 2401. Творчество на основе идеи . —2. Эволюция видов бытия . 246Глава седьмая. Общее и индивидуальное 2521. Господство конкретного индивидуального над общим —2. Реализация законов и правил в единичных событиях 2553. Предметы чувственного восприятия и предметы научного знания как действительное бытие 257Глава восьмая. Мистическая интуиция 2591. Божественное Ничто . —2. Безличная мистика 2643. Сверхлично-личная христианская мистика 2724. Видения мистиков и святых 2735. Человеческое я как предмет мистической интуиции . 283ЗАКЛЮЧЕНИЕ . 288ИДЕАЛ-РЕАЛИЗМ(Из книги «Общедоступное введение в философию»)Глава первая. Состав мира и строение его 2901. События и процессы . —2. Время —3. Пространство 292Глава вторая. Невременное и сверхвременное бытие 2941. Субстанция. Человеческое я . —2. Множественность субстанций . 2993. Идеи. Идеальное и реальное бытие . 304Глава третья. Органическое и неорганическое миропонимание . 307Глава четвертая. Бог и Царство Божие . 3091. Бог —2. Царство Божие . 314Глава пятая. Царство психо-материального бытия 3171. Эгоистические существа2. Эволюция 3223. Связь душевных и телесных процессов . 328Глава шестая. Интуитивизм 330Глава двадцать первая. Отвлеченный и конкретный идеал-реализм 344П. П. Гайденко. Иерархический персонализм Н. О. Лосского . 349ПРИМЕЧАНИЯ 371УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН . 383..
В настоящее издание вошли впервые публикуемые в нашей стране произведения видного русского философа XX столетия И. А. Ильина "О сопротивлению злу силой", "Путь духовного обновления", "Путь к очевидности", в которых изложены его философские, политические и этические взгляды. В этих работах он обосновывает свое понимание традиционных духовных ценностей общества - патриотизма, нравственного и духовного здоровья народа, национальной культуры, религии. Внимание читателя привлечет острая постановка вопроса о моральной оправданности, условиях и границах использования насильственных средств для искоренения социального и морального зла...
В единую книгу собраны некоторые из наиболее знаковых работ выдающегося русского философа Николая Александровича Бердяева (1874-1948): «Философия свободного духа», «Я и мир объектов», «Дух и реальность», «Судьба человека в современном мире».Содержание:Философия свободного духа. Проблематика и апология христианстваВведение Дух и природаСимвол, миф и догмат Откровение, вера, ступени сознания Свобода духа Зло и искупление Бог, человек и БогочеловекМистика и духовный путь Теософия и гнозис Духовное развитие и эсхатологическая проблема Церковь и мир Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общенияРазмышление I. Трагедия философа и задачи философии Философия между религией и наукой. Борьба философии и религии.Философия и обществоФилософия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизньРазмышление II. Субъект и объективация Субъект познания и человекЭкзистенциальный субъект и объективация. Познание и бытие. Раскрытие существования в субъекте. Объективация и проблема иррациональногоПознание и свобода. Активность мысли и творческий характер познания. Познание активное и пассивное. Познание теоретическое и практическоеСтупени общности в познании. Угасание вещного, объектного мира и раскрытие тайны существованияРазмышление III. Я, одиночество и общество Я и одиночество. Одиночество и социальностьЯ, ты, мы и оно. Я и объект. Сообщения между ”я ”Размышление IV. Болезнь времени. Изменение и вечность Парадокс времени. Его двойной смысл. Прошлого не было. Преображение времени. Время и забота. Время и творчествоВремя и познание. Припоминание. Время, движение и изменение. Ускорение времени и техникаВремя и судьба. Время, свобода и детерминизм. Время и конец. Время и бесконечностьРазмышление V. Личность, общество и общение Я и личность. Индивидуум и личность. Личность и вещь. Личность и объектЛичность и общее. Личность и род. Личное и сверхличное. Монизм и плюрализм. Единое и множественноеЛичность и общество. Личность и масса. Личность и социальный аристократизм.Социальный персонализм. Личность и общение. Сообщение и общениеЛичность и изменение. Личность и любовь. Личность и смерть. Старый и новый человек. Заключение Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи Суд над историей. Война Судьба человека в истории. Гуманизм и бестиализм. Дегуманизация. Противоречия свободы. Капитализм. Демократия. Коммунизм. Фашизм. Диктатура миросозерцания Новые силы мировой жизни. Вступление масс. Коллективы. Экономизм. Техника. Безработица. Национализм и расизм. Этатизм и цезаризм. Народы ВостокаАристократическое начало культуры и судьба интеллектуального слоя. Суд над христианством и искание новой духовности Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовностиРеальность духа. Дух и бытие Признаки духа Объективация духа. Символизация и реализация Смысл аскезы Зло и страдание как проблемы духа Мистика. Ее противоречия и достижения Новая духовность. Реализация духа БиблиографияПримечания Указатель имен..
В сборник работ одного из самых ярких представителей экзистенциализма, К. Яспсрса (1883 1969), включены три книги, объединенные темой судеб духовности в кризисную эпоху, противостояния человека и безличной власти, смысла, происхождения и цели человеческой истории. Это «Истоки истории и ее цель», «Философская вера» и «Духовная ситуация эпохи». Рассчитана на читателей, интересующихся философией и историей культуры. СОДЕРЖАНИЕЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЯ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ КАРЛА ЯСПЕРСА 5ИСТОКИ ИСТОРИИ И ЕЕ ЦЕЛЬПредисловие 28Первая часть. МИРОВАЯ ИСТОРИЯ 29I. Осевое время 32.II. Схема мировой истории 50III. ДоисторияIV. Великие исторические культуры древности 70V. Осевое время и его последствия 76VI. Специфика Западного мира 84 VII. Еще раз: схема мировой истории 92Вторая часть. НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ 99I. Принципиально новый фактор: наука и техника — II Ситуация в современном мире 141III. Проблема будущего 155Третья часть. О СМЫСЛЕ ИСТОРИИ 240I. Границы истории 243II. Основные структуры истории 248III. Единство истории 253IV. Наше современное историческое сознание 271V. Преодоление истории 276ДУХОВНАЯ СИТУАЦИЯ ВРЕМЕНИВведение 288Первая часть. МАССОВЫЙ ПОРЯДОК И ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ 306Вторая часть. ГРАНИЦЫ ПОРЯДКА СУЩЕСТВОВАНИЯ 316Третья часть. ВОЛЯ В ЦЕЛОМ 338Четвертая часть. УПАДОК ДУХА И ЕГО ВОЗМОЖНОСТЬ 357Пятая часть. КАК СЕГОДНЯ ПОНИМАЕТСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ БЫТИЕ 377Шестая часть. КАКИМ МОЖЕТ СТАТЬ ЧЕЛОВЕК 390ФИЛОСОФСКАЯ ВЕРАПервая лекция. ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФСКОЙ ВЕРЫ 420 Вторая лекция. СОДЕРЖАНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ ВЕРЫ 431Третья лекция. ЧЕЛОВЕК 442Четвертая лекция. ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ 456Пятая лекция. ФИЛОСОФИЯ И НЕФИЛОСОФИЯ 477Шестая лекция. ФИЛОСОФИЯ В БУДУЩЕМ 495Комментарии 509Указатель имен 524..
Работы западного социолога и психолога Эриха Фромма (1900-1980) пользуются популярностью во всем мире. Предлагаемая книга включает его широко известные произведения ("Искусство любить", "Душа человека", "Забытый язык" и др.), посвященные философскому постижению человека в истории, анализу феномена тоталитаризма, размышлениям о демократии и гуманизме. Адресовано как специалистам - гуманитариям (философам, историкам, психологам), так и широкому кругу читателей. ..
В сборнике впервые осуществлена попытка дать целостное представление о творчестве одного из основоположников русской и американской социологических школ - Питирима Александровича Сорокина (1889 - 1968), который был и остается крупнейшим представителем социологической науки нашего (читай:прошлого) столетия, социологом №1. За более чем пятидесятилетнюю научную деятельность им было создано множество работ по самым разнообразным проблемам общей социологии и культурологии. В издание включены сочинения по культурологии, социально-политической, социологической и философской проблематике, написанные в России, а также переводы наиболее известных работ, отражающих почти полувековой период его исследований в США. ..
В сборник работ русского философа и писателя В.В. Розанова (1856-1919) включены произведения, сделавшие его имя широко известным в предреволюционные годы: философско-этическая трилогия - "Уединенное" и два короба (тома) "Опавших листьев", а также "Апокалипсис нашего времени" (1917-1918) - одна из своеобразных книг того сурового времени. В данное издание входят статьи Розанова "Семья как религия", "Библейская поэзия" и др. Книга рассчитана на всех, кто интересуется историей русской философской и этической мысли. ..
Философская мысль наших дней все чаще обращается к творчеству Алексея Федоровича Лосева (1893-1988), русского философа и филолога, автора многочисленных трудов но истории философии, античной мифологии, эстетике и литературе. В настоящее издание вошли в основном малоизвестные, ставшие библиографической редкостью работы, в том числе и фундаментальное исследование раннего Лосева - «Диалектика мифа» (1930). Публикуемые сочинения расширяют наши представления о философских взглядах ученого, позволяют глубже понять сложную эволюцию его мировоззрения.Рассчитано на всех интересующихся историей философии и культуры...
Книга русского мыслителя Ивана Ивановича Лапшина (1870—1952) — самая значительная его философская работа, представляющая собой своеобразную краткую энциклопедию философии творчества. Отличие философского творчества от религиозного, художественного и специально-научного, открытие и изобретение, природа гениальности, творческая память и воображение, интуиция в творчестве философов и ученых, открытия, опережающие эпоху, — таковы лишь некоторые из многочисленных вопросов, которые И. И. Лапшин рассматривает в своей книге, давно ставшей библиографической редкостью...
Книга "Философия в новом ключе", вышедшая в свет в 1942 г., выдвинула Сьюзен Кэтрин Лангер в число ведущих американских философов и эстетиков середины нашего столетия. Символ, его специфика и структура, его роль в самых различных сферах знания и культуры, в философии, науке, в художественном творчестве, в мифе и ритуале таков круг вопросов, поднятых автором. Неординарность точки зрения, использование обширного и разнообразного фактического материала, умение вызвать читателя на соразмышление не могут не привлечь внимания к книге, впервые выходящей в переводе на русский язык. Для читателей, интересующихся историей и состоянием современной философии...
Альбер Камю (1913–1960) — французский писатель, драматург, один из основателей французского «атеистического» экзистенциализма, лауреат Нобелевской премии по литературе. Основные философские произведения мыслителя — «Миф о Сизифе» (разработка философии и эстетики «абсурда») «Бунтующий человек» (полемика с нигилизмом, рассматриваемым как предпосылка теории и практики тоталитаризма), «Письма к немецкому другу» и «Шведские речи».К написанию «Бунтующего человека» Камю приступил в феврале 1950 г. Через год, в марте 1951 г., основной текст книги был завершён. Отдельные главы — о Ницше и Лотреамоне — были опубликованы в журналах до выхода книги. «Бунтующий человек» был опубликован в 1951 г. в издательстве «Галлимар»...
Каков человек, такова и его философия - это глубочайшее фихтевское положение особенно применимо к советскому философу Ильенкову, доказавшему, что даже слепые и глухие от рождения могут со временем стать полноценными членами общества при надлежащем методе воспитания и обучения. Проблемы человеческого мышления, сущности творческой деятельности человека — предмет размышлений известного советского философа Эвальда Васильевича Ильенкова (1924—1979). Его работы отличают эрудиция, глубина и смелость мысли, нестандартность решений, самостоятельность в поисках ответов на мировоззренческие проблемы и блестящий литературный стиль. В силу обстоятельств прошлых лет многим его трудам был закрыт путь к широкой читающей и мыслящей аудитории. Книга рассчитана на всех интересующихся философией...
Вячеслав Иванов был признан как в России, так и на Западе одной из главных фигур, определивших своеобразие гуманитарного мышления XX века. Его тесно связанные между собой поэзия и эссеистика сосредоточены на проблемах преодоления глубочайшего кризиса европейского духа, который заявил о себе на рубеже XIX-XX веков. Настоящее издание включает наиболее яркие культурологические и философско-эстетические сочинения Иванова. В первом и втором разделах - КРИЗИС ИНДИВИДУАЛИЗМА, МЫСЛИ И СИМВОЛИЗМ - представлены работы по теории символизма и культуры, в том числе знаменитая ПЕРЕПИСКА ИЗ ДВУХ УГЛОВ (1921, в соавторстве с M. О. Гершензоном). В третьем разделе РОДНОЕ И ВСЕЛЕНСКОЕ в основном публикуются произведения, посвященные осмыслению русской идеи. Рассчитана на интересующихся философией культуры XX века...
В издание включены наиболее значительные работы известного еврейского философа Мартина Бубера (1878-1965), в творчестве которого соединились исследование основ иудаистской традиции, опыт религиозной жизни и современное философское мышление. Стержневая тема его произведений - то особое состояние личности, при котором возможен `диалог` между человеком и Богом, между человеком и человеком, между человеком и миром. Эмоционально напряженная манера письма и непрестанное усилие схватить это `подлинное` измерение человеческого бытия создают в его работах высокий настрой искренности. Большая часть вошедших в этот том трудов переведена на русский язык специально для настоящего издания.Книга адресована не только философам, историкам, теологам, культурологам, но и широкому кругу читателей, интересующихся современными проблемами философии...
Андрей Белый (1880—1934) - не только всемирно известный поэт и прозаик, но и оригинальный мыслитель, теоретик русского символизма. Книга включает наиболее значительные философские, культурологические и эстетические труды писателя. В первом разделе - «Символизм и философия культуры» - представлены теоретические работы из книг «Символизм» (1910), «Арабески» (1911), «Революция и культура» (1917), «На перевале» (1918-1920), давно ставших библиографической редкостью. Во второй раздел - «Символизм и творчество» - вошли «Луг зеленый» - сборник эссе, посвященный русской культуре (1910), и впервые публикуемая в нашей стране работа «Почему я стал символистом» (1928). Рассчитана на всех интересующихся проблемами философии и культуры...